Сегодня мы поговорим о компании «АЖИО», которая занимается разработкой и производством высокоизвестковых реставрационных сухих строительных смесей и красок. Заместитель генерального директора по науке Алексей Харитонов поделился секретами и рассказал про все тонкости инновационных решений, предлагаемых компанией.
- Добрый День! Сегодня мы хотели бы поговорить с Вами о Конкурсе «Инновации в городской среде», в котором вы были признаны Лучшими за инновационную разработку в сфере реставрационных работ. Почему вы выбрали именно это направление?
- Дело в том, что работы по реставрации объектов культурного наследия и памятников архитектуры должны производиться с использованием специальных материалов, аутентичных историческим. Это предполагает использование в качестве вяжущего компонента воздушной извести, применение карбонатного наполнителя, а также особого типа добавок. Однако получение такого материала возможно только в заводских условиях. В инновационно-испытательном центре «Строительство и Реставрации» ООО «АЖИО» нами была разработана технология промышленного производства высокоизвестковых сухих смесей для реставрации кладки и штукатурной отделки стен.
- В чем заключается инновационность разработки?
- Актуальность данной разработки была обусловлена необходимостью обеспечить стабильность качества выпускаемых сухих смесей на основе извести-пушонки. Модификация известкового вяжущего компонента достигается путем совместного измельчения в типовом дезинтеграторе извести-пушонки и карбонатного наполнителя в соотношении 1:1 до размера частиц 10-30 мкм с применением добавок-диспергаторов. Совместное измельчение в дезинтеграторе извести-пушонки и карбонатного наполнителя позволяет существенно уменьшить неравномерность изменения объема извести-пушонки, обусловленного наличием пережога и свободной окиси кальция. Благодаря этому, повышаются эксплуатационные качества реставрационной сухой смеси, что выражается в уменьшении трещинообразования в штукатурных и кладочных растворах. Инновационность нашей разработки заключается, прежде всего, в процессе подготовки сырья и совместном измельчении извести доломита. Разработка оптимального состава реставрационной сухой смеси на основе воздушной извести позволила улучшить технические свойства смеси и добиться большей эффективности. В результате требуется меньше материала для выполнения работ, экономия средств возрастает, а качество повышается.
- То есть раньше такая технология не применялась?
- Сама технология совместного измельчения известна еще с 50-десятых годов прошлого века, она тоже отечественная, но тогда была другая цель. Ее использовали для того, чтобы получить бесцементные материалы, потому что цемент в советские времена был дефицитом, его не хватало, а такая технология позволяла избежать больших расходов материала при проведении работ. Своей же главной задачей мы видим эффективное использование гашеной извести и минимизацию её расхода в технологии сухих смесей. Если раньше в советские времена цемент был самым дорогим вяжущим компонентом, то сегодня уже гашеная известь дороже цемента. Совместное измельчение извести с наполнителями, карбонатными горными породами, которые являются сырьем для строительной позволяет существенно улучшить свойства материала: уменьшается усадка, предотвращается появление трещин и повышается удобство работы, что особенно важно при работах, направленных на сохранение объектов культурного наследия.
-У вас есть документы, подтверждающие факт соответствия основных характеристик товара требованиям, которые действующие нормативы предъявляют к безопасности и качеству указанной продукции? Может согласования по ГОСТу?
- Проблема в том, что в России нет ГОСТа на реставрационные сухие смеси. Нет никакой нормативной документации. Для нас это большая проблема и сейчас, мы как раз занимаемся разработкой проекта стандартов для того, чтобы потом мы могли определять, какой продукт является соответствующим качеству и необходимому уровню для выполнения реставрационных работ, а какой просто декларируется, как реставрационный.
- То есть сейчас по сути все что угодно можно выдать за реставрационный материал, правильно?
- Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГиОП) конечно дает свои рекомендации, какой материал использовать, основываясь на многолетнем опыте применения. Но это только у нас, в Санкт-Петербурге. Если бы были установленные требования на федеральном уровне, то удалось бы избежать недоработок. Зачастую бывает так, что на объекте берут известь-песок-цемент, все сами перемешивают, ориентируясь на самое дешевое, не понимая, что все это может в конечном итоге аукнутся при сдаче объекта. Но все понимают, что по большому счету очень сложно контролировать, какие материалы применяются, проверить при отсутствии нормативной базы качество выполненных работ почти невозможно.
- Сухие смеси используются не только в реставрационных работах, но ведь и в строительстве? Получается здесь тоже нет никаких стандартов?
- Относительно строительных материалов стандарты есть.
- Но они не соответствуют?
- Есть разные требования к общестроительным материалам и реставрационным. Конечно мы можем эту технологию использовать и для общестроительных материалов. Работая на реставрационных объектах, мы указываем, что эти материалы могут с успехом применяться и для общестроительных работ, потому что они показывают высокие эксплуатационные качества и техническую эффективность, при этом сохраняя экологичность. Да, они не так быстро твердеют, как современные гипсовые вяжущие, которые сейчас популярны, и дают меньший показатель производительности труда, но зато полученный результат гораздо выше, и технически и эксплуатационно.
- Каким образом вы проводили испытания?
- Сначала были лабораторные, потом промышленные партии, которые мы выпускали для определенных объектов. Одна из первых крупных работ в Санкт-Петербурге, на которой была применена наша технология - это реставрация Ростральных колонн.
- Насколько можно говорить о долговечности, ведь на это нужно гораздо больше времени? Каким способом проверяется эффективность этой технологии?
- Есть ускоренные методы испытаний, но они тоже обычно занимают пару лет. На самом деле у нас абсолютно никаких переживаний не было, ведь мы давно ведем разработки в этой области и основаны они на глубоких научных исследованиях.
- В презентации вашей разработки обратила внимание на то, что вы увеличили количество доломита - материала, который у вас прописан, как самый дешевый, при этом вы говорите, что стоимость производства сокращается на 15%, а качество повышается?
- В том то и дело, что просто так заменить материал нельзя, но если применять нашу технологию - повышается эффективность вяжущего компонента, совместное измельчение позволяет повысить выход известкового теста, технология просто позволяет максимально полно использовать то вяжущее, которое мы вводим в состав смеси. Поэтому здесь нет какой-то такой экономии в ущерб чего-то, тут просто именно та технология, которая позволяет повысить эффективность применения компонентов, в принципе всех, потому что известь более диспрегирована, у нее больше поверхность, соответственно она лучше взаимодействует со всеми компонентами, которые присутствуют в смеси.
- А есть ли какой-то гарантийный срок на материалы?
-Гарантию на материалы обычно не дают, материал оценивают долговечностью при определенных внешних воздействиях. Все зависит от того, в каких условиях эксплуатируются, правильно ли был нанесен материал. Как правило, если все сделано строго по технологии, то срок эксплуатации соответствует сроку эксплуатации всей конструкции.
- На какой стадии сейчас находится представленный проект? Есть ли реальные результаты? Заключили ли Вы соглашение по итогам Конкурса?
- Мы подписываем соглашение с Союзом реставраторов. Сегодня осуществляем запуск налаженной смонтированной новой технологической линии, которая отличается прежде всего большей производительностью. За счет дополнительных средств мы провели обширную модернизацию своей производственной площадки в городе Пушкин, у нас появилась своя линия по сушке песка и более мощный дезинтегратор, чтобы увеличить объем производства и сбыта. Кроме того, мы вплотную подошли к тому, чтобы получить евросертификат. Сейчас подбираем складские помещения в прибалтийских странах, хотим через них наладить поставки в Европу.
- Российский рынок уже охвачен полностью?
- Нас все знают, работаем не только в нашем регионе. Но, если говорить в масштабах страны, то слишком дорогая логистика выходит, нужно налаживать производства непосредственно в регионах сбыта, так что всё непросто. К тому же, в России есть проблема протекционизма, люди верят в иностранного производителя, а к отечественному продолжают относится с недоверием. Сложно что-то изменить, когда такое недоверие, тяжело менять сложившуюся за десятилетия парадигму.
- Как Вы считаете, как можно изменить отношение людей к отечественному производителю?
- Вот это как раз, на мой взгляд, главная задача Вашего Конкурса. Очень важно, чтобы у людей формировалось доверительное восприятие. Все, что придумано во всем мире, зачастую родом из Советского Союза. Просто у нас вся проблема в том, что нам не хватает коммерческой жилки, чтобы довести идею до реализации. Все уходит к другим людям, которые это реализовывают и продвигают на внутренний и внешний рынки.
– Ну и напоследок не можем не спросить… Планируете ли вы участвовать в Конкурсе в этом году?
- Мы получили приглашение, поучаствуем… Есть идея в сфере строительства, но окончательно пока не решили. Отдельно материал представлять на Конкурсе не так интересно, нужно с технологией применения в выбранной сфере. Сейчас мы как раз об этом думаем. Скорее всего представим разработку, направленную на повышение эффективности ремонта фасадов зданий.