17.05.2018
В сентябре прошлого года ООО «Институт Рациональных Технологий» (ИРТ) приняло участие в Конкурсе «Инновации в городской среде», организованном по инициативе вице-губернатора Санкт-Петербурга Игоря Албина на базе подведомственного Комитету по тарифам Санкт-Петербурга учреждению СПБ ГБУ «ЦТЭО».
Директор по развитию и проектному управлению ИРТ Сергей Гумеров рассказал о том, как проходит внедрение инновационной разработки, которая стала победителем в номинации «Лучшая инновационная разработка в сфере энергетики», какие задачи стоят перед институтом сегодня и какие изменения произойдут, когда будут подписаны соглашения с организациями коммунальной инфраструктуры.
- Добрый день! Об «Институте Рациональных Технологий» мы не будем спрашивать, знаем о вас достаточно много, в первую очередь, по разработке Межотраслевого баланса системы коммунальной инфраструктуры и энергетики. Сегодня мы хотели бы поговорить с Вами о Конкурсе «Инновации в городской среде», в котором вы были признаны лучшими в номинации за инновационную разработку в сфере энергетики. Расскажите пожалуйста о том, в чем заключается суть проекта?
- Суть проекта заключается в создании технологии, позволяющей определить остаточный ресурс трубопроводов различного назначения, которые используются в городском хозяйстве: магистральные, внутриквартальные и внутридомовые. Для обеспечения надежности, увеличения срока эксплуатации инфраструктуры и повышения эффективности операционных затрат и капитальных вложений, нам необходимо заранее предупредить время и место возможной поломки трубопровода, что, в свою очередь, позволит нам заранее спланировать комплекс мероприятий во избежание возможных аварийных ситуаций.
Разработанный и запатентованный ИРТ технологический комплекс включает в себя прибор инфразвукового контроля, метод оцифровки конструкции трубопроводов, методы оценки прочности и долговечности.
Все мы знаем о применении инфразвуковых волн, в частности, они используются для предупреждения землетрясений, поломок механического оборудования и в других предупредительных целях. Что касается нашей технологии, мы решили, что можно и нужно использовать измерения низкочастотных колебаний объектов инфраструктуры для предупреждения их разрушения. Потеря жесткости, прочности и другие изменения чего-то «крупного» можно увидеть только на длинных волнах. Наш прибор позволяет произвести замер колебаний трубопроводов в контрольных точках, и с помощью оцифрованной модели трубопровода, перейти к вычислению и распределению нагрузок и напряжений по всей заданной длине трубы. Зная амплитуду, частоту колебаний, а также свойства материала трубопровода мы можем вычислить вероятность отказа в работе и установить ориентировочный срок службы конкретных участков, с учетом всех его разветвлений.
Даже в домах типовой застройки, с одинаковыми проектами трубопроводов, сделанных из одного и того же материала, сооруженных в одно и то же время, - остаточные сроки службы могут различаться на несколько десятков лет, а проблемы концентрироваться на узком участке и иметь разную скорость развития. Все дело в том, что каждый объект имеет уникальные характеристики конструкции и условия эксплуатации.
Необходимость внедрения подобных инноваций была обусловлена еще и тем, что стоимость технической диагностики до последнего времени была достаточно высокой, и поэтому, её применение на трубопроводах коммунальной инфраструктуры было не всегда целесообразно. С другой стороны, диагностические работы часто сосредотачиваются на выявлении отдельно взятых дефектов и особенностей, а не на показателях жизненного цикла трубопровода в целом. Мы же взялись за те трубопроводы, которые находятся в труднодоступных местах, имеют сложную конфигурацию, применение дорогостоящей диагностики на которых экономически не оправдано.
- Мы знаем, что разработка технологии началась с подписания договора НИОКР с СПТЭК «Газовый клуб» еще в 2015 году. За 2 года вы проделали большую работу, но все же, вы считаете, что 2 лет достаточно для того, чтобы с уверенностью утверждать, что технология способна предупреждать разрушение трубопроводных систем? Где-то ранее уже применялись представленные модели или это ваша абсолютно новая разработка?
- На самом деле сама технология появилась более 30 лет назад и уже давно успешно работает на магистральных нефте- и газопроводах, там она уже апробирована, а это 52 тыс. км нефтепроводов и 150 тыс. км газопроводов. Сегодня техническая эксплуатация большей части коммунальной инфраструктуры ведётся по факту аварийных случаев - это самый дорогой и неэффективный способ эксплуатации. Поэтому сегодня для нашей компании одной из важнейших задач является оказание содействия ресурсоснабжающим организациям и управляющим компаниям по переходу на стратегию эксплуатации по техническому состоянию.
- Вы говорите, что технология существует уже более 30 лет. В чем тогда инновационность разработки ООО «ИРТ»?
- Ключевым критерием инновации мы считаем возможность технологии повысить качество и снизить себестоимость продукции (товаров, работ и услуг).
Инновационность же представленной нами разработки состоит в создании инфразвукового прибора, который снижает стоимость мониторинга технического состояния инфраструктуры. Методика расчёта остаточного ресурса магистральных трубопроводов уже имеет богатый опыт применения на магистральных трубопроводах. Но на данных трубопроводах используется достаточно богатый спектр диагностических мероприятий, в том числе внутритрубная диагностика, которая собирает большой объем сведений о дефектах и особенностях объектов. Методика расчёта позволяет грамотно интерпретировать большой массив диагностической информации. Ее применение уже показало колоссальный эффект: вдвое сократилось количество аварий и удельных затрат на эксплуатацию, а это миллиарды рублей экономии. В городском хозяйстве внутритрубная диагностика пока не может принести такого эффекта из-за ее высокой стоимости. Стоимость и требования к использованию нашего прибора значительно ниже, что позволяет нам продвигать его для массового применения. С его помощью мы измеряем фактические динамические нагрузки (колебания, вибрации, перемещения), которые впоследствии обрабатываем в нашем центре обработке данных, посредством использования математической модели. Разница между проектной моделью трубопровода и фактическими измерениями и есть результат, который позволяет выявить отклонения и несоответствия.
На самом деле, сами трубы могут прослужить намного дольше, чем указано в проектной документации, а основная причина разрушения трубопроводов связана, как правило, с соединительными элементами. Выявление наиболее уязвимых мест конструкции для конкретного инфраструктурного объекта и есть основная задача нашей технологии.
- Вы долгое время проработали в Москве, почему Вы решили основать компанию в Санкт-Петербурге и начать внедрение разработок именно здесь?
- Это уникальная технология, не имеющая мировых аналогов, а Санкт-Петербург - самый открытый регион к экспериментам в России. Здесь представлена богатая палитра типов зданий и сооружений. Такой уникальной палитры трудно отыскать в другом городе. Я не случайно переехал в этот город, так как был уверен, что инновациям легче прорастать именно в Санкт-Петербурге. Здесь достаточно низко плывут облака, дует сильный ветер и есть выход к открытому морю. Ну а если говорить серьезно, то Санкт-Петербург должен быть более рачителен в своих расходах, чем, например, та же Москва, ему свойственно более рационально подходить к распределению усилий, с учетом возраста своей инфраструктуры. Спрос на результативность и эффективность использования ресурсов есть первый стимул для внедрения новых технологий.
– Каким образом инструментальный контроль трубопроводных систем поможет повысить рациональность расходов города? Какова стоимость внедрения этой технологии? Внедрение подобных инноваций обычно сильно бьёт по кошельку конечных потребителей…
- Как я уже говорил, наша главная задача – перейти на эксплуатацию по техническому состоянию. При внедрении предложенной нами технологии удается снижать аварийность, по меньшей мере, в два раза и увеличивать срок эксплуатации, что, в свою очередь, приводит к снижению удельных затрат на эксплуатацию инфраструктуры. То есть на рубль затрат получаешь эффект в два рубля. Конкретную сумму затрат на внедрение назвать мы не можем, но чаще всего он не превышает 1% от экономического эффекта, и что самое главное: внедрение этой технологии не должно привести к росту тарифа, вопрос в рациональном распределении уже имеющихся ресурсов.
- Были ли трудности, с которыми вы столкнулись при продвижении технологии на массовый рынок?
- Безусловно. Среда внедрения инноваций в таком консервативном секторе как блок жизнеобеспечения еще только формируется. Внедрению новых технологий могла бы способствовать система управления качеством эксплуатации инфраструктуры города.
Кстати говоря, вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин на последнем круглом столе отметил, что в стране отсутствует полноценный жилищный учёт, требуется совершенствование нормативно-технического регулирования. Это очень важно - мы должны знать, в каком техническом состоянии находится и как быстро изнашивается инфраструктура, какова должна быть норма затрат на её восстановление. Например, если брать крупный город, то средний темп износа основных фондов сейчас составляет приблизительно 3 % от ее стоимости. Говоря о Петербурге, можно сказать, что на 1 трлн. руб. стоимости основных фондов системы коммунальной инфраструктуры приблизительно 25 млрд. ежегодно тратится на ее восстановление. Если изменить стратегию эксплуатации этих фондов на стратегию эксплуатации по техническому состоянию, то мы можем постепенно снизить темп износа с 3% до 1,2%, а при сохранении уровня расходов на ее восстановление начать снижать уровень износа. Очень важно, чтобы ресурсы были направлены в наиболее «узкие» места, то есть расходовались с наибольшей результативностью.
- На какой стадии сейчас находится представленный проект? Есть ли реальные результаты?
- По окончании Конкурса при поддержке Комитета по энергетике и инженерному обеспечению мы заключили соглашение с ГУП «ТЭК СПб», результаты которого мы увидим уже этой осенью. В применении технологии мы продвинулись и за рамки соглашения: сейчас мы проводим оценку технического состояния на водопроводных сетях, внутридомовых трубопроводах Петроградского и Фрунзенского районов Санкт-Петербурга.
– Ну и напоследок не можем не спросить… Планируете ли вы участвовать в конкурсе снова?
– Пока не планируем.
– Почему? Уверены, что у вас есть ещё разработки, которые приведут к повышениюэффективности, надежности и безопасности в управлениисложными техническими системами нашего города….
– Проигрывать мы не можем, а выигрывать второй раз просто неприлично. У нас был шанс показать себя широкой аудитории, и мы им воспользовались, поэтому в этом году мы посоветовали нашим партнерам подать заявки на Конкурс. А что касается работы на благо города… мы не собираемся останавливаться на достигнутом, у нас еще много проектов, которые, я надеюсь, мы сможем реализовать в Санкт-Петербурге!